Епифань, центральная площадь
Никольский собор
Никольский собор, расположенный в Епифани Кимовского района, был построен в 1850-х годах. В летописи от 1685 года говорится о деревянном Никольском соборе, который был построен на месте древней церкви. Каменный храм был построен в 1736-1738 годах. По углам ограды были построены башни, одна из них стоит и сейчас (юго-западная). Храмовая ограда поднималась на высоту 4,25 м и заканчивалась зубчиками, похожие на зубцы на Тульском кремле. По утверждениям некоторых исследователей архитектурные формы и стиль сохранившейся башня свидетельствуют о еще более раннем периоде ее постройки.
Ограда храма также выполняла и функции крепости. На ее стенах могли перемещаться воины, огонь велся из угловых башен. На сохранившейся башне до начала сороковых годов стояла старинная пушка. В ограду-крепость вели 7 въездов. Эта ограда встречается в документах 1736 года. Над воротами была надвратная церковь в честь святого Иоанна Воина. Внутри ограды – городская управа, потом – Епифанское духовное правление, затем – духовное училище и торговые лавки.
В начале 19 века на сводах пятиглавого собора появились трещины, собор, кроме нижней части колокольни, разобрали. На этом месте в 1810 году было начато строительство величественного Никольского собора. Сначала в 1810-1814 годах строили зимнюю придельную в честь иконы Троеручица. По некоторым сведениям, архитектором её был Тимофеев Тимофей Тимофеевич.
В 1815 году началось строительство Никольского собора. Из-за больших объемов строительства и по причине нехватки средств строительство затянулось на несколько десятилетий и завершилось в 1850 году.
Для того времени это было грандиозное сооружение, с которым можно поставить в один ряд такие архитектурные шедевры, как Казанский и Исаакиевский соборы. Он был невиданной роскошью для провинциального города. Размеры собора потрясают. В длину он имеет 80 метров, а в высоту – 50 метров. Вокруг собора построили новую ограду, в состав которой входили кирпичные столбы и железная решетка высотой до 2 м между ними.
К собору приписывались Молчаново, Полунино, Крутое, Вылётовка, Рогозинки, Таболо, Рождествено, Кораблино, Поспелова слобода, Метеневка, Алтобаева слобода, Саломатовка, Комиссаровка. Приход составлял 7639 человек.
В 1932 году собор закрыли. В трапезной находилась местная электростанция, работавшая до войны. Весной 1937 года колокольня храма была превращена в водонапорную башню. В 1941 году храм пострадал довольно сильно, электростанция была взорвана, трапезная обрушилась.
Большую помощь в расчистке заброшенного храма оказали ученики Епифанской школы. В 1986 году в соборе был организован концерт камерной музыки. Исполнителями выступили артисты Тульской филармонии и московские музыканты. Музыканты отметили великолепную акустику в помещении храма. В настоящее время храм передан Православной Церкви, установлен иконостас, начались консервационные и реставрационные работы. В праздники здесь совершаются богослужения. Собор имеет престолы: Михаила Архангела, Николая Чудотворца, Илии Пророка, "Троеручица", Иоанна Воина.
Всехсвятская кладбищенская церковь (Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи)
Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи расположена в поселке Епифань. Его история своими корнями уходит в 18 век. Когда в 1771-1772 годах по причине эпидемии чумы, которая охватила Москву и другие местности России, по указу Екатерины II все кладбища вынесли за пределы городов. Для организации захоронений в Епифани было выделено место рядом с дорогой на Данков. На кладбище изначально для отпевания усопших построили деревянную церковь в честь преподобного Сергия Радонежского. На ее месте в 1779-1802 годах возвели каменный храм в честь всех святых с пределами в честь Сергия Радонежского, в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. С северной стороны от храма была возведена колокольня с примыкавшими к ней с двух сторон одноэтажными зданиями. Восточное здание было предназначено для сторожки.
В 1810 году на средства церкви построили теплый каменный храм в честь святых апостолов Петра и Павла. Изначально паперть-притвор, которая соединяла сторожку и церковь, была деревянной, в 1877 году по проекту А.Г. Бочарникова архитектора Тульской епархии, было возведено каменное здание. В том же году по просьбе П.Д. Федоровой, монашествующей мещанки, с Афона в храм прислали образ Божией Матери «Скоропослушницы», который стал наиболее почитаемым в церкви.
Кладбищенскую церковь закрыли в 1937 году. В 1938 году летняя церковь и колокольня были разобраны. Но во время войны в 1943 году сохранившийся зимний храм снова открылся для верующих. Его освятили по названию бывшего придельного алтаря – в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Около сорока лет в храме служил протоиерей Михаил Чудаков. Он все время заботился о церковном благолепии, собирал старые иконы, которые бережно сохранили местные жители.
На территории храма находятся дом священника и здание крестильни. При Иоанно-Предтеченском храме в теплое время года действует воскресная школа, в который детям преподается Закон Божий, история Православных праздников, они учат православные песнопения, к праздникам Рождества и Пасхи здесь ставятся небольшие спектакли. При храме также работает библиотека, насчитывающая более четырех сотен православных книг, журналов, которая постоянно пополняется благодаря помощи прихода и самих прихожан.
Свято-Успенский женский скит, подворье Свято - Троицкой Сергиевой Лавры
Свято-Успенский монастырь на Федосьине городище с деревянной церквью был основан в последней четверти XVI в. По преданию, это название связывается с именем преподобного Феодосия Печерского, который, как известно, основал Киево-Печерскую лавру. Малороссийский монах на берегу Дона устроил иноческую обитель, назвав ее по имени своего наставника.
В другом предании о Епифани рассказывается об игумене Епифании, настоятеле Свято-Успенского Феодосьева монастыря, который перед Куликовской битвой отправил всех иноков в великокняжеское войско Дмитрия Ивановича, а сам остался в обители, чтобы молиться о победе в схватке с иноверцами Мамая русского воинства. Когда же пришли литовцы, он сказал им, что ни татарского, ни московского войска здесь не было. Игумен угощал воинов Ягайло три дня. Когда будущий польский король услыхал о победе русских воинов и понял причину хлебосольства игумена, то приказал старца обезглавить. Предание это легло в основу версии о происхождении названия данной местности.
Первое упоминание об Успенском монастыре в документах относится к 1628 г. В писцовых книгах говорится, что в 1609 г. монастырь на Федосьином городище разграбили и разорили крымчаки. С того времени монастырь длительное время пустовал и был возрожден лишь в 1650-х гг., когда здесь поселился Дионисий Муромцов со своей братией.
Приход церкви Успения Пресвятой Богородицы формировался постепенно. Успенский приход являлся наиболее малочисленным и бедным в Епифани. Состоятельные прихожане старались жертвовать на украшение и благоустройство храма собственные деньги. В 1811 г. старанием священника Иоанна Никитина на пожертвованные средства в Тихвинском приделе был установлен новый резной иконостас, отремонтирована ризница. В 1835 г. на средства Александры Ивановны Цвеленевой, надворной советницы, храм был полностью оштукатурен внутри и заново расписан и покрыт железом. В 1850 г. на средства помещицы Хотяинцевой Любови Ивановны вокруг храма была выстроена каменная ограда.
В период с 1894 по 1918 гг. старостой Успенского храма был А.П. Оводов. На собранные им деньги были отлиты пять новых колоколов, приобретены иконы с дорогими ризами. Лично от себя Арсений Петрович подарил храму икону Феодосия Черниговского, которая вместе с образами Тихвинской Божьей Матери и Успения Пресвятой Богородицы была особо почитаемой в приходе.
Успенская церковь была закрыта в 1932 г. В здании бывшего храма хранилось зерно. Во время войны под церковными сводами размещался краеведческий музей, который поддерживал церковь в надлежащем состоянии. Но в 1958 г. музей был закрыт вместе с упразднением Епифанского района, существовавшего как отдельная административно-территориальная единица четыре столетия. Храм пришел в запустение. В последующие годы местными вандалами сначала была разобрана ограда, а потом – холодный храм частично и теплый – до фундамента.
С 2002 г. в Епифань часто стал приезжать архиепископ Феогност из Сергиева Посада, являвшийся наместником Свято-Троицкой лавры. В один из дней марта 2003 г. после посещения храма Сергия Радонежского на Красном Холме, архиепископ прибыл в Епифань и осмотрел Куликово поле, простирающееся до берегов реки Дон. Ему открылся удивительный вид, который завершала старинная Успенская церковь на холме Федосьина городища и как будто парила над рекой. В тот день владыкой Феогностом было принято решение о необходимости восстановления храма.
При восстанавливаемой церкви в то же время был создан женский скит, который стал подворьем Троице-Сергиевой лавры. Из Сергиева Посада в скит приехала настоятельница будущей обители, матушка Фекла. В июне 2002 г. были начаты реставрационно-восстановительные работы. Был воссоздан алтарь, установлен иконостас с образами. В 2004 г. были обновлены купола и установлены золотые кресты. В 2006 г. на колокольню подняли семь колоколов. В конце лета 2007 г. ремонт и строительство храма завершились. 21 сентября был освящен придел во имя Тихвинской иконы Божией Матери, 14 октября – главный престол храма. Образа пятиярусного иконостаса написаны в стиле школы иконописи Троице-Сергиевой лавры.
В настоящее время скит живет обычной монашеской жизнью. Сначала здесь жили 4 монахини, 3 инокини и 4 послушницы. Сегодня в скиту живет уже 20 насельниц.
Ежегодные ярмарки
Ежегодно, с 2002 года, накануне православного праздника Медовый Спас в Епифани по инициативе государственного музея-заповедника «Куликово поле» устраивают ярмарки.
Межрегиональный фестиваль «Епифанская ярмарка» проводится накануне Медового спаса на центральной площади некогда крупного уездного города Епифань - «столицы» Куликова поля.
Этот милый старинный городок включен в список культурно-исторического наследия городов России и имеет давние купеческие традиции с более чем 400-летней историей, хотя изначально был основан как форпост на южной границе Московского государства. Епифанские стрельцы и казаки, в своё время, доблестно отражали набеги вероломных крымских ханов, прикрывая собой кузницу русского оружия - Тулу и столицу Руси - Москву. Именно отсюда берут свое начало корни донского казачества, прославившегося в веках своей ратной славой. Город не раз брался штурмом, горел, оставлялся жителями, но возрождался вновь.
Побываем в усадьбе конца XIX - начала XX веков, которая в настоящее время является музеем «Истории русского купечества».
Вы сможете побывать в самой настоящей мещанской гостиной и мелочной лавке с подвалом, где находится выставка тары, мер и весов. Вашему взору предстанут разнообразные ёмкости для хранения жидких, твердых и сыпучих продуктов, вы узнаете, какими способами хранения и консервирования пользовались русские лавочники несколько веков назад. Вы увидите безмены, коромысловые и многие другие виды весов, которые раскроют для вас интересную и малоизвестную страницу русской материальной культуры России.
Перед вами распахнёт свои ворота Епифанская ярмарка, которая ежегодно собирает народных умельцев, творческие коллективы и фермеров из разных городов и станиц, расположенных в бассейне реки Дон. Хозяева ярмарки Епифан и Евдокия радушно вас встретят и пригласят поторговаться с купцами, приобрести оригинальные сувениры и полезные хозяйственные мелочи и, конечно, отведать медовое угощение.
Заедем в Село Монастырщина - место легендарного захоронения русских воинов, павших в Куликовской битве, посетим Мемориальный комплекс и историко-музейный комплекс Куликовской битвы, где находится единственный в России музей Средневекового сражения. Увидим экспозицию «Руси великое начало» с уникальными находками, обнаруженными на поле битвы, и реконструированные доспехи воинов.
Этнографический музей
Музей истории русского купечества, структурное подразделение Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника "Куликово поле"
Музей основан в 1998 году. Первый музей в Епифани был создан еще в 1886 году - Епифанский краеведческий музей. Возрождая музейные традиции, в 1998 году Государственный музей-заповедник "Куликово поле" в усадебном комплексе мещанки А.И. Байбаковой открывает историко-этнографический музей.
Усадьба мещан Байбаковых, типичная для уездного города России конца XIX - начала XX вв., включает в себя жилой дом с гостиной, спальней и кабинетом, торговую лавку с подвалом, хозяйственный двор, огород и баню. В усадьбе показаны особенности быта, семейных отношений, духовных и материальных потребностей епифанских купцов. Важная роль в музейной экспозиции отводится торговле, которая занимала главное место в жизни хозяев усадьбы. Лавка Байбаковых позволяет ощутить особый колорит торгового процесса той эпохи, запросы местных жителей, моды.
Музей располагается в бывшей усадьбе купца А.Е. Байбакова. Усадебный комплекс, который составляют деревянный жилой дом, украшенный резьбой (1913 г.), кирпичная торговая лавка с подвалом (1911 г.), является архитектурным памятником муниципального значения.
В музее проходят экскурсии «В гостях у купца Байбакова».